Новости отделения

24.04.2021

Лекция «Главный конструктор. Жизнь и достижения С.П. Королева» в библиотеке № 4, г. Санкт-Петербург


24 апреля 2021 г. в библиотеке № 4 Невского района (ул. Бабушкина, д. 135) состоялась лекция «Главный конструктор. Жизнь и достижения С.П. Королева». Лекцию в сопровождении презентации провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова. Мероприятие прошло в рамках проводимой в библиотеке «Библионочи», название которой - «Через тернии –к звездам».

Т.В. Александрова рассказала слушателям о выдающемся конструкторе и ученом, основоположнике практической космонавтики, создателе советской ракетно-космической техники и отечественного стратегического ракетного оружия С.П. Королеве (1907-1966).

В лекции были освещены истоки будущих достижений С.П. Королева, которые находятся в его детстве и юности. Сергей с ранних лет был неравнодушен к небу. Еще в школьные годы он серьезно интересовался новой тогда авиационной техникой, и проявил к ней исключительные способности.

В 1921 году Сергей Королев познакомился с летчиками Одесского гидроотряда ЧФ, где он стал проводить все летнее время. Изучив мотор, помогал летчикам и механикам готовить самолеты к полетам. Однажды он поднялся в воздух в гидросамолете, который вел командир отряда Шляпников, и отныне Сергей уже точно знал, что  хочет стать летчиком.

В 1922 году пятнадцатилетний Сергей поступил в Одесскую строительно-профессиональную школу №1, обучение в которой стало первой базой его будущих достижений. Позднее он вспоминал: «Мне повезло, что я окончил стройпрофшколу. В ней не было ни одного предмета, который не пригодился бы мне в жизни».

В 17 лет выпускник стройпрофшколы Сергей Королев  представил свой первый проект безмоторного самолета К-5, официально защищенный перед компетентной комиссией и рекомендованный к постройке. Проект содержал подробную объяснительную записку и 11 листов чертежей. После успешной защиты проекта безмоторного самолета у Королева окрепла уверенность в себе, появилось желание еще активнее заняться авиацией.

Когда пришло время поступать в институт и выбирать специальность, Сергей Королев был настроен решительно. «Только в авиацию, – говорил он. – Самому проектировать, самому строить, самому летать». В это время в Киевском политехническом институте (КПИ), на механическом факультете, открылось авиационное отделение. Туда Королёв и поступил в августе 1924 года. Отучившись здесь два года, он перевелся на 3 курс  Московского высшего технического училища.

В качестве дипломного проекта в МВТУ Королёв разра­батывает проект легкомоторного двухместного само­лёта СК-4,  под руководством А.Н. Туполева, который подписал его с первого предъявления. Одобренный знаменитым конструктором проект самолета СК-4 затем был построен и испытан. Достаточно редкий факт практической реализации студенческого проекта служит убедительным свидетельством оригинальности и прогрессивности решений, принятых С.П. Королевым в своем дипломном проекте.

За время учебы в МВТУ С.П. Королев получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные и построенные им летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда», лёгкий самолёт СК-4 и многие др. конструктивные разработки — показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. 

Также в лекции было отмечено, что первые инженерные навыки и жизненные уроки С.П. Королев получил, работая с юности над авиационными конструкциями. Именно здесь можно обнаружить истоки его целеустремленности, организаторского таланта, смелости инженерных решений.

Личная встреча в 1929 году  с выдающимся ученым, основоположником современной космонавтики и ракетной техники, автором многих трудов по космической философии, К.Э. Циолковским,сыграла решающую роль в определении жизненного пути Королева.

Беседа с Константином Эдуардовичем оставила глубокий след в душе будущего Главного конструктора  и стала причиной его осознанного устремления к  построению ракетных летательных устройств: «Константин Эдуардович потряс тогда своей верой в возможность космоплавания. Я ушел от него с одной мыслью – строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно – пробиться к звездам».

Увлечённость, редкая работоспособность в сочетании с инженерным талантом открывали Ко­ролёву-конструктору дорогу в бурно развивающуюся самолётостроительную промышленность. Но он выбрал ракетостроение. Не случайно в сентябре 1931 года Сергей Королев принимает участие в организации московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД), вместе с Ф. Цандером, М. Тихонравововым, Ю. Победоносцевым и др., стоявших у истоков отечественного ракетостроения. 17 августа 1933 года на полигоне в подмосковном Нахабино он руководит первым в СССР полетом отечественной ракеты "ГИРД ‑09".

В его дальнейших проектах были заложены основные направления работ, имеющих практическое значение до настоящего времени: создание системы искусственных спутников земли в интересах науки, народного хозяйства и обороны, развитие пилотируемой космонавтики и освоение планет Солнечной системы - Луны, Венеры, Марса.

Роль С.П. Королева в обеспечении стратегического паритета ракетной и космической отраслей СССР, позволившего нашей стране стать лидирующей космической державой, невозможно переоценить.

Наряду с величайшими достижениями в науке и технике, Сергей Павлович Королев подготовил целую плеяду ученых и специалистов, которые продолжили его дело. Его отличала решимость, невероятная трудоспособность и любовь к делу. О его умении находить выход из самых сложных положений, обеспечивать успех любого порученного ему дела слагались легенды.

В заключение лекции было отмечено, что появление в России в первой половине ХХ века плеяды выдающихся конструкторов, успешный запуск первой отечественной ракеты ГИРД-09 и последовавшая за ним эра освоения космического пространства явились практическим результатом идей о единстве человека и Вселенной, заложенных в трудах наших великих соотечественников, русских мыслителей-космистов  конца XIX начала XX века - В.Ф. Одоевского, Н.Ф. Федорова, Вл.С. Соловьева, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, П.Ф. Флоренского и др. 

Выдающиеся технические достижения конструкторов и инженеров должны были способствовать дальнейшему постижению глубинных свойств и закономерностей беспредельного космического пространства. Грандиозные  планы С.П. Королёва, одного из наших гениальных конструкторов, всегда были устремлены в будущее и основывались на необходимости проникновения человека в сокровенные тайны природы.


Возврат к списку

Архив новостей: 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов