Смотрите сайт Международного Центра Рерихов


Виктор Байда. Отсутствие в Государственном музее Востока надежной системы безопасности создает предпосылки для утраты и хищения Наследия Рерихов

Вместо предисловия

28 апреля 2017 года в связи с захватом Усадьбы Лопухиных прекратил свою работу общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов. В октябре 2017 года в Главном здании Усадьбы открыл свою первую экспозицию филиал Государственного музея Востока. Несмотря на окончание исполнительного производства по освобождению помещений Усадьбы от имущества МЦР (соответствующее постановление было подписано 08.08.2018), Международный Центр Рерихов так и не получил принадлежащие ему картины и архивы Рерихов, которые, как мы полагаем, продолжают оставаться на ответственном хранении Государственного музея Востока в стенах Усадьбы Лопухиных. При этом МЦР как владелец этих коллекций заинтересован в обеспечении максимальной сохранности и безопасности Наследия Рерихов. В данной статье проводится анализ того, всё ли благополучно в вопросах безопасности нового музея.

Немного истории

Руководство Международного Центра Рерихов (и прежде всего его Первый вице-президент и бессменный Генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха, доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха Людмила Васильевна Шапошникова) придавало очень большое значение вопросам обеспечения безопасности хранения и экспонирования Наследия Рерихов и других музейных коллекций. В связи с этим многие принципиальные решения принимались лично Людмилой Васильевной. В начале 2000-х годов в соответствии с рекомендациями Министерства культуры РФ (Письмо Минкультуры РФ от 16.02.1995 N 01-32/16-25 "О направлении рекомендаций к разработке положений о службе безопасности музеев и библиотек") в МЦР была создана Служба безопасности, главной задачей которой являлось обеспечение сохранности и безопасности хранения и экспонирования Наследия Рерихов. С этого времени началась планомерная и последовательная работа по повышению безопасности музейных коллекций. Использовалась каждая возможность для обновления и модернизации технических систем безопасности (систем охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, охранного видеонаблюдения). Использовалось лучшее оборудование, привлекались лучшие специалисты, было налажено сотрудничество и обмен опытом с крупными московскими музеями (ГМИИ имени А.С.Пушкина, Государственной Третьяковской галереей, Государственным историческим музеем). Представители Службы безопасности МЦР регулярно участвовали во всех семинарах и конференциях по музейной безопасности, которые проводило Министерство культуры РФ. Отрабатывались и совершенствовались алгоритмы (инструкции) действий дежурных сотрудников в различных ситуациях. К 2012 году в МЦР была выстроена уникальная трёхуровневая система безопасности, в которой за охрану периметра и территории Усадьбы отвечало специализированное частное охранное предприятие, здания Усадьбы (включая музейную экспозицию, фондохранилища и другие служебные помещения) контролировались собственной Службой безопасности, а охранно-тревожная сигнализация объектов была подключена на Пульт централизованного наблюдения Главного управления вневедомственной охраны МВД России по г.Москве. Высокий уровень работы Службы безопасности МЦР подтверждали соответствующие отзывы и результаты проверок уполномоченных органов:

В этих документах работа Службы безопасности МЦР в части обеспечения сохранности музейных ценностей была названа «одной из образцовых среди московских служб музейной безопасности», а помещения Международного Центра Рерихов – соответствующими «Единым требованиям по технической укреплённости и оборудованию средствами ОПС МВД РФ, организации физической и технической охраны объектов», а также «Типовым требованиям по инженерно-технической укреплённости и оборудованию техническими средствами охраны учреждений культуры, расположенных в зданиях – памятниках истории и культуры» Министерства культуры РФ.

В ноябре 2015 года в рамках проверки Хамовнической межрайонной прокуратуры комиссией Министерства культуры РФ была проведена проверка организации обеспечения безопасности культурных ценностей Международным Центром Рерихов, которая в своих выводах (стр. 14) отметила «высокий уровень систем физической и технической охраны объектов МЦР». К слову сказать, именно в эти дни, то есть в ноябре 2015 года, в Государственном музее Востока на Никитском бульваре проходила выставка «Николай Рерих. Знамя Мира – Знамя Культуры», где экспонировались три картины Н.К.Рериха: «Мадонна Орифламма», «Святой Сергий» и «Святой Франциск». А для меня это был повод сходить в Музей Востока, посмотреть картины и с профессиональной точки зрения оценить работу коллег. Я, конечно, не являлся экспертом в области музейной безопасности, но имел возможность сравнивать положение дел в ГМВ и в общественном Музее имени Н.К.Рериха МЦР. По части обеспечения безопасности в ГМВ было много слабых мест, которые я отразил в своём рабочем блокноте:

  • внешняя охрана: отсутствует;
  • входная дверь: деревянная, без металлической решётки;
  • окна (в том числе и первого этажа): без металлических решёток;
  • в залах фактически нет смотрителей (два смотрителя на весь этаж, при этом один из них – на контроле билетов);
  • видеокамеры: есть, но не во всех залах (слабые узконаправленные камеры, которые контролируют не экспозицию, а проходы между залами);
  • сигнализация картин (на снятие): отсутствует;
  • витрины с эскизами Н.К.Рериха не опечатаны.

Помню, как я был поражён таким низким уровнем безопасности музейных экспонатов. Если к этому добавить следы свежих протечек на стенах (прямо под картинами Рерихов) и несоблюдение температурно-влажностного режима (на цифровом термогигрометре в одном из залов с картинами Рерихов отображалась температура 23,7 градусов (при нормативных 18 +/– 1 градус) и относительная влажность воздуха 26 % (при нормативных 55 +/– 5%)), то картина станет совсем удручающей. Как это контрастировало с тем, что было достигнуто в общественном Музее.

Возвращаясь к Службе безопасности МЦР, следует сказать, что ещё одним испытанием для нас явилась проверка, организованная МТУ Ростехнадзора в июле 2016 года «с целью проверки фактов, изложенных в обращении врио министра Минкультуры России В.В.Аристархова о правомерности размещения в подвале здания, являющегося памятником культуры, сосудов, работающих под давлением». Речь шла о новейшей системе автоматического газового пожаротушения на основе безопасного огнетушащего вещества Novec-1230 (ФК-5-1-12), смонтированной в депозитарии (фондохранилище изобразительного и вещевого фонда Музея).

Следует сказать, что общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов являлся одним из первых музеев России и вторым в Москве, оборудованным данной системой. Видеосюжет об установленной в Музее имени Н.К.Рериха системе пожаротушения вошел в передачу «Спасение от огня» из цикла «Инновации +» телекомпании «Подмосковье» в 2012 году. На организованных Министерством культуры конференциях по музейной безопасности (в рамках международных конференций по безопасности «Технологии Безопасности-2012», «Охрана, безопасность и противопожарная защита – MIPS‑2015» и др.) систему пожаротушения в фондохранилище нашего Музея ставили в пример представителям музеев, съехавшимся со всей России.

На сегодняшний день системами пожаротушения, аналогичными той, что установлена в общественном Музее имени Н.К.Рериха, защищены крупнейшие объекты культуры России. В их числе Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина, Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки, а также Государственный академический Большой театр и Московская консерватория имени П.И.Чайковского.

Выводы МТУ Ростехнадзора по результатам проверки были таковы: «Вышеуказанные технические устройства не подлежат учету в МТУ Ростехнадзора, а объект не является опасным производственным объектом. Факты, изложенные в обращении [В.В.Аристархова], не подтвердились».

Закон суров

ЧОП Государственного музея Востока, 2 мая 2017 года

ЧОП Государственного музея Востока,
2 мая 2017 года


Осталось оценить, что изменилось в части обеспечения безопасности Усадьбы Лопухиных за время, прошедшее с момента её захвата Государственным музеем Востока и изгнания общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР 28.04.2017 года. Первые восемь месяцев охрана зданий и территории осуществлялась частной охранной организацией, сотрудники которой носили чёрную униформу без опознавательных знаков, что нарушало положения Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Из открытых источников (на сайте госзакупок) стало известно, что поначалу это была ЧОО «Феникс» (причём суммарная стоимость договоров на охрану только в мае 2017 года составила более двух миллионов рублей), а с июля 2017 года – ЧОО «Шквал». Несмотря на формальную смену ЧОПа службу месяцами несли одни и те же сотрудники охраны. При этом территория Усадьбы держалась закрытой, даже несмотря на эпизодические мероприятия ГМВ и выставку «Свет Востока», которая проходила в Главном здании Усадьбы в октябре 2017 года.

Ситуация изменилась с 1 января 2018 года, когда частную охранную организацию сменили сотрудники ФФГУП «Охрана» Росгвардии. В своё время эта организация возникла в структуре МВД как альтернатива вневедомственной охране. Это серьёзная организация, и на момент захвата у Международного Центра Рерихов имелся действующий договор с ФФГУП «Охрана» на вооружённую охрану при транспортировке передвижных выставок подлинных картин Н.К. и С.Н.Рерихов из фондов МЦР.

При этом внутренние помещения Музея с января 2018 года контролируют сотрудники Службы безопасности ГМВ. Будем надеяться, что это профессионалы своего дела, и перейдём к технической стороне вопроса.

Помимо действующей «Инструкции по учёту и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», утверждённой приказом Министерства культуры СССР №290 от 17.07.1985 года, основной инструкцией, регламентирующей оборудование системами безопасности музеев, являются «Типовые требования по инженерно-технической укреплённости и оборудованию техническими средствами охраны учреждений культуры, расположенных в зданиях – памятниках истории и культуры» (ТТ-2000) Министерства культуры РФ, согласованные с МВД РФ.


Замок отсека охранной сигнализации Музея. Видны многочисленные следы взлома

Замок отсека охранной сигнализации Музея. 
Видны многочисленные следы взлома

На сегодняшний день новый филиал Государственного музея Востока продолжает использовать как охранную, так и пожарную сигнализацию общественного Музея имени Н.К.Рериха. Многие помнят, как 4 мая 2017 года, когда Международный Центр Рерихов в агентстве «Росбалт» проводил пресс-конференцию «Музею Рериха грозит уничтожение», одним из сотрудников в зале было озвучено, что ему поступил телефонный звонок о том, что именно в этот момент непрерывно срабатывает охранная сигнализация общественного Музея. Позднее, в процессе вывоза имущества МЦР из зданий Усадьбы, мы обнаружили взломанный 4 мая замок, на который закрывался отсек с приёмно-контрольным оборудованием охранной сигнализации второго этажа Музея. По-видимому, тогда и был осуществлён доступ к приёмно-контрольному оборудованию с последующим перепрограммированием системы. Однако с эксплуатацией охранной сигнализации не всё идёт гладко, часто наши знакомые волонтёры сообщают о её срабатывании по непонятным причинам, также часты случаи, когда Музей и другие объекты не ставятся на ночь под охрану (о чём сигнализируют световые индикаторы на фасаде).

Вскрытый сейф начальника Службы безопасности МЦР, 15 января 2018 года

Вскрытый сейф начальника Службы 
безопасности МЦР, 15 января 2018 года


Посетители экспозиции музея могут слышать, как в разных залах попискивают пожарные радиодатчики американской фирмы ADEMCO (это говорит о том, что у них разряжаются батарейки), но почему-то никто не торопится восстанавливать работоспособность пожарной сигнализации. При этом в сейфе начальника Службы безопасности МЦР на момент захвата оставался хороший запас элементов питания к этим радиодатчикам, а также вся необходимая документация по системам безопасности Музея. На фотографии, сделанной сотрудниками МЦР 15.01.2018 года, хорошо видно, что сейф был вскрыт, а вся документация была изъята ГМВ.

 20 декабря 2017 года впервые открылась для общего доступа выставка ГМВ «Николай Рерих. Восхождение», что дало нам возможность пройтись по залам и оценить состояние Музея. Лично у меня это посещение вызвало чувство глубокого внутреннего опустошения. Я не берусь оценивать новую экспозицию, сравнивать её с залами общественного Музея, обсуждать серый цвет стен, об этом уже достаточно сказано. Помимо всего этого меня поразил непрофессионализм и равнодушие к системам безопасности. Так, сразу бросилось в глаза, что датчики объёмного обнаружения (детекторы движения) в бывшем зале Живой Этики после ремонта зала оказались на скорую руку перемотаны изолентой и перевёрнуты на 180о.


Охранные датчики в зале Живой Этики оказались перевёрнуты, 20 декабря 2017 года

Охранные датчики в зале Живой Этики оказались перевёрнуты,
20 декабря 2017 года

Это означает, что они контролируют перемещение людей не по полу, а… по потолку! В конце концов, я не выдержал и около месяца назад обратил внимание директора филиала ГМВ Т.К.Мкртычева на этот абсурдный казус, причём разговор проходил в присутствии дежурного сотрудника Службы безопасности ГМВ. Прошёл месяц, но ничего не изменилось. Казалось бы мелочь, простая ошибка, но таких «мелочей» очень много. Из соображений безопасности картин Рерихов я не буду перечислять все эти ляпы. Похоже, что ни в руководстве Службы безопасности ГМВ, ни в организации, обслуживающей охранную сигнализацию Музея, просто нет квалифицированных специалистов, которые могли бы поддерживать безопасность Музея на должном уровне.

Но самый большой недостаток в системе охраны нового музея – это отсутствие третьего рубежа, то есть охранной сигнализации экспонатов в круглосуточном режиме (как мы сказали ранее, нет её и в самом ГМВ на Никитском бульваре). В общественном Музее имени Н.К.Рериха под охраной третьего рубежа находились практически все картины постоянной экспозиции и витрины с наиболее ценными экспонатами. При попытке нарушителя снять или просто задеть картину срабатывала сигнализация и включался звуковой сигнал, привлекавший внимание музейных смотрителей, по сигналу «тревоги» прибывал дежурный сотрудник Службы безопасности Музея. Сейчас эта система частично повреждена и отключена, а посетители могут обратить внимание на то, что в верхней части повесочной системы провисают горизонтальные струны с непонятными крючками.

Повреждённая сигнализация картин, 20 декабря 2017 года

Повреждённая сигнализация картин,
20 декабря 2017 года


Между тем, подобными системами на базе уникальной отечественной разработки (пьезоэлектрического сенсора с электронным блоком обработки сигналов «Гюрза-050П») оснащены экспозиции Государственной Третьяковской галереи и ГМИИ имени А.С.Пушкина. В то же время необходимость сигнализации третьего рубежа прописана в федеральных «Типовых требованиях» (ТТ-2000) Министерства культуры РФ, упомянутых выше.

Одним из важных элементов современной системы музейной безопасности является система охранного телевидения (СОТ). Современные системы видеонаблюдения позволяют не только удалённо наблюдать за тем или иным помещением или пространством, но и получать оперативный доступ к видеоархиву, чтобы по горячим следам выявлять причины тех или иных событий. Также программная оболочка позволяет настраивать виртуальные «детекторы движения», детекторы оставленных предметов и т.п. При наличии в видеокамерах автоматической инфракрасной подсветки, которая позволяет «видеть» в темноте, можно получить полноценную систему безопасности, которая эффективно дополняет, а в некоторых случаях и заменяет традиционную охранную сигнализацию. Именно такая современная система и была спроектирована и смонтирована в общественном Музее в 2012–2013 годах. Более 60 IP-видеокамер ведущего мирового производителя оборудования для IP-видеонаблюдения AXIS Сommunications под управлением программного обеспечения SeeTec5 германского производителя SeeTec AG, одного из европейских лидеров рынка VMS, обеспечили превосходное изображение и высокую степень детализации. Станционное оборудование на базе платформы VIDEOMAX-IP обеспечило обработку и запись данных с IP-камер, объём дискового пространства сервера позволял хранить архив глубиной более 30 суток. Оперативный мониторинг осуществлялся на посту Службы безопасности МЦР на ПЭВМ VIDEOMAX-URM. Система охранного телевидения МЦР получила достойную оценку в профессиональной среде. Сейчас мы имеем возможность полюбоваться видами залов общественного Музея, полученными при настройке видеокамер системы охранного телевидения в августе 2013 года.



При помощи системы охранного телевидения решалось множество вопросов обеспечения безопасности Музея. Однажды при помощи этой системы в ночном режиме была выявлена даже утечка фреона из системы вентиляции одного из залов. Именно при помощи СОТ был зафиксирован первый приход руководства ГМВ в общественный Музей имени Н.К.Рериха ещё 17 ноября 2015 года.


Вестибюль Музея, 17 ноября 2015 года

Вестибюль Музея, 17 ноября 2015 года

20 декабря 2017 года мы увидели, что видеокамеры охранного телевидения МЦР в залах Музея неестественно развёрнуты (многие из них были направлены в пол, стены или потолок) и, скорее всего, отключены. Когда сотрудников МЦР 12 февраля 2018 года впервые допустили в Депозитарий, то и там все видеокамеры оказались отключены…

Видеокамеры Музея развёрнуты в потолок и стену, 20 декабря 2017 года

В феврале 2018 года в рамках исполнительного производства, возбуждённого Управлением федеральной службы судебных приставов по результатам проверки МЦР налоговой инспекцией, были арестованы 19 картин Н.К.Рериха, принадлежащих МЦР, а также концертный рояль, система музейного экспозиционного освещения, система вентиляции, система пожаротушения (провести проверку законности которой требовал В.В.Аристархов в 2016 году) и оборудование для хранения в Депозитарии. Избирательность данного перечня позволила предположить, что именно это имущество ГМВ не хотел отдавать МЦР в рамках исполнительного производства. Ничего не мешало включить в этот список и систему охранного телевидения МЦР. Но, похоже, что такая система Музею Востока была не нужна как лишний свидетель, который может запечатлеть, к примеру, перемещение картин Рерихов из коллекции МЦР или то, как сотрудники ГМВ взламывают дорогостоящие немецкие витрины общественного Музея. А пока что только наши друзья-волонтёры фиксировали, как под покровом темноты сотрудники ГМВ, включая директора филиала Т.К.Мкртычева, без всякой упаковки при температуре воздуха ниже нуля в течение двух часов переносили по улице картины Рерихов из Главного дома во Флигель 14.11.2017 года.

Сотрудники ГМВ переносят по улице картины Н.К.Рериха, 14 ноября 2017 года

Что же остаётся в сухом остатке? Охранно-пожарная сигнализация Музея частично неисправна, сигнализация картин отключена, видеонаблюдение отсутствует. Нарушены положения федеральной инструкции ТТ-2000 Министерства культуры РФ (в части необходимости наличия охранной сигнализации третьего рубежа и системы охранного телевидения). Исходя из принципа аналогии, можно предположить, что такое же положение и с другими техническими системами. К сожалению, это подтверждается нашими наблюдениями в отношении систем кондиционирования и вентиляции. Таким образом, создаются предпосылки для утраты и хищения Наследия Рерихов.  В этих условиях на сегодняшний день содержатся картины и архивы Рерихов, что нам далеко не безразлично. Поистине, это трагедия для Наследия Рерихов.

Будущее за общественными музеями

Некоторые недоброжелатели называли общественный Музей имени Н.К.Рериха частным музеем. В этом крылось недопонимание того, что основой частного музея является частная собственность, в отличие от общественного музея, в основе которого лежит собственность общественная. Если сравнивать идею частного музея (целью которого, как правило, является получение максимальной прибыли) с идеей музея государственного, то последний, безусловно, выигрывает. Государственный музей может иметь научные и просветительские цели, кроме того государство является гарантом порядка и сохранности музейных коллекций. Однако, как мы знаем, и государственные музеи в условиях рыночной экономики могут ставить себе главной целью получение прибыли, а при отсутствии неравнодушных сотрудников порядок может превратиться в упадок и пыльную казёнщину. В отличие от них общественные формы культуры более устойчивы и направлены к творческому совершенствованию. Причина этого кроется в том, что такие музеи создаются бескорыстными энтузиастами и сотрудники таких музеев работают, как правило, за идею. Таким образом, возникает душевный и духовный магнит, который притягивает людей по подобию. В этом процессе выдвигаются вперёд те, кто может сделать лучше и привлекательнее. Человек здесь может быть одновременно директором и плотником, руководителем и исполнителем. В живом процессе творчества человек ищет возможности ещё лучше приложить свои творческие силы. Не случайно Святослав Николаевич Рерих видел будущий Центр-Музей как живой организм в статусе общественной организации, подчинение которого Министерству культуры повело бы к заведомому сужению задач и возможностей Центра, а Дмитрий Сергеевич Лихачёв утверждал, что будущее за общественными формами культуры.

На примере Службы безопасности МЦР могу сказать, что многие сотрудники нашего отдела приходили работать в охрану Музея только потому, что это – Музей имени Н.К.Рериха. При этом никто не ограничивал себя работой только в охране. Мы жили общей семьёй и старались помогать и другим отделам. Сотрудники Службы безопасности, как правило, всегда участвовали в развеске и переноске картин, оказывали большую помощь эксплуатационно-техническому и строительно-реставрационному отделам, участвовали в благоустройстве территории Усадьбы. Именно при помощи сотрудников СБ была создана первая компьютерная сеть и первый интернет-сайт МЦР. Именно сотрудники СБ проявили мужество и находчивость, заблокировав здания и сорвав планы ГМВ и ЧОО «Феникс» по молниеносному захвату Усадьбы 28 апреля 2017 года. Все мы старались приложить свои лучшие умения и энергии на благо нашего Музея, и это было незабываемой школой.

Виктор Байда

Фотографии сотрудников Службы безопасности МЦР разных лет на территории Усадьбы Лопухиных

Публикации в СМИ:

 

См.также на сайте Международного Центра Рерихов

 


 

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов