Кройтор Е., Кройтор И. В защиту Международного Центрального Музея им. Рериха // Гатчина ИНФО

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку.
Культура есть благоухание, сочетание Жизни и Красоты.
Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений.
Культура есть оружие Света. Культура есть спасение.
Культура есть двигатель. Культура есть сердце
».
Н.К. Рерих

Можно ли представить себе человечество без культуры, без великих идей и творений, без великих людей и подвигов? Может ли цивилизация существовать без культуры и благополучно развиваться? Конечно, нет. Мы знаем из истории, что разрушение основ культуры – начало конца любой цивилизации, любого народа.

Каждому культурному человеку известно имя Рериха. Также известно, что в Москве в 1989 году по инициативе Святослава Николаевича Рериха, гражданина Индии, на основании его обращения «Медлить нельзя!», опубликованного в газете «Советская культура» 29 июля 1989 года, и постановления Совета министров СССР от 4.11.1989 № 950 в Москве был образован Советский Фонд Рерихов. После этого С.Н. Рерих безвозмездно передал в Россию культурное наследие своих родителей Н.К. Рериха и Е.И. Рерих. С тех пор существует Международный центр Рерихов, основой которого является его структурное подразделение – Музей имени Николая Константиновича Рериха, содержание которого составляет многогранное культурное наследие семьи Рерихов: художественное и религиозно-философское [научно-философское – примечание редакции сайта]. Музей имеет культурно-просветительский характер. Роль данного музея велика! И ее трудно переоценить. В музее проводятся работы по сохранению, изучению, популяризации творческого наследия семьи Рерихов и осуществляется многоплановая культурно-просветительская, издательская деятельность, проводятся ежегодные научно-общественные конференции, организуются циклы лекций по широкому спектру научных, культурных и философских проблем (лекции читают ведущие специалисты МЦР, МГУ и институтов РАН), проводится работа с педагогическим объединением при МЦР, созываются педагогические конференции, координируются заседания научного семинара МЦР, организуются передвижные выставки картин Николая и Святослава Рерихов; проводятся концерты классической музыки и творческие встречи с деятелями культуры, проходят выставки современных художников и международные конкурсы детского рисунка.

Широкая деятельность центра привлекает людей различных профессий, возрастов. Но все они объединены высоким порывом – объединения культурой! Николай Константинович Рерих так говорил о роли культуры: «В час трудный, во время напряжения всемирного является возможность объединиться под благородным обобщающим понятием. Культура – это и пробный камень молодости сердца. Ни возраст, ни механическое образование, ни какие-либо другие понимания и деления не имеют места и не могут вредить друг другу там, где сияет древний Ур, Свет негасимый, у которого среди Светлого Края не может быть врагов».

К сожалению, у Культуры нашлись враги. И мы не можем пройти мимо того преступления против культуры, совершенного в музее им. Н.К. Рериха 7 марта 2017 г., когда незаконно были изъяты картины Н.К. Рериха. Вот как освещают этот произвол «Новые известия»: «События, произошедшие 7-8 марта, как сказал Александр Евгеньевич Карпов, – это вооруженный захват общественного Музея Международного Центра Рерихов с активным участием представителей Министерства культуры под прикрытием проведения следственных действий по уголовному делу банкротства “Мастер-Банка”. Второе событие, которое кардинально меняет всю ситуацию в стране в отношении культуры: 20 марта Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Государственного музея Востока о расторжении договора безвозмездного пользования усадьбой Лопухиных Международным Центром Рерихов и выселении Международного Центра Рерихов из этой усадьбы. Если у кого-то еще были сомнения, кто-то думал, что это все игра, лишь некоторые манипуляции, то сейчас картина достаточно ясно проявилась. Министерство культуры, точнее, нынешнее руководство Министерства культуры (я не хочу олицетворять его действия с огромным количеством работников, которые трудятся в этом министерстве), так вот, действия руководства Министерства культуры доказывают истинное его стремление: полное уничтожение общественного Музея, изъятие у Международного Центра Рерихов всего наследия, выселение из усадьбы Лопухиных и фактически захват результатов труда, имущества, огромных денежных вложений, которые пошли на создание музейного комплекса. То есть, попирание всего многолетнего труда огромного коллектива не только Международного Центра Рерихов, но и международного сообщества России и многих других стран, которые участвовали в воссоздании усадьбы Лопухиных и в создании общественного Музея».

Данный пример показывает, что мало кто из политической и культурной элиты нашей страны знает и понимает всю значимость огромного вклада семьи Рерихов в развитие культуры не только России, но и многих стран. Иначе такого преступления против культуры просто не могло произойти.

Рерихи являлись борцами за культуру на мировом уровне. И вся жизнь этих удивительных людей – борьба за культуру, за высшие ценности, за духовное развитие человечества. Огромное культурное наследие этой семьи – наследие всего человечества. Их великая духовная миссия заключалась именно в духовном спасении человечества.

Свою культурную деятельность Н.К. Рерих начал в молодости и до конца своих дней был верен своей идее – сохранить культурные ценности всего мира. Он не мог ограничиваться одной страной, ведь задача спасения культуры – задача всей мировой общественности, каждого из нас!

Одним из итогов культурной деятельности Николая Константиновича стало подписание Пан-Американского Договора по охране Культуры. 15 апреля 1935 г. был подписан Пакт Рериха, знаменующий собой союз стран, готовых объединиться во имя сохранения Культуры. Символом Пакта по охране ценностей культуры стало Знамя Мира. Оно представляет собой развернутое белое полотнище, на котором изображено большое красное кольцо и внутри него посередине на белом фоне три красных круга. Существует немало толкований этой символики. В ней заложена идея исторической преемственности культурного наследия, передачи ценностей культуры от прошлого к настоящему и будущему. Связь времен осуществляется на основе культуры. Важнейшими ценностями культуры, определяющими духовно-нравственный прогресс человечества, являются Мир, Истина, Красота, Любовь. Н.К. Рерих с большим почтением относился к благородной деятельности работников культуры. Он не только считал их просветителями народа, но и активными борцами против невежества, пороков, социальных недугов и болезней общества. Труд работника культуры подобен работе врача, ибо он заботится о духовном оздоровлении жизни, борется со старыми эпидемиями и распознает симптомы новых несчастий: «Терпим ко всем, для каждого имеет ободряющее слово, открыт сердцем ко всему, где его опыт и знания могут быть полезны. Культура как символ света направлена против тьмы, жестокости, насилия», – писала Светлана Николаевна Иконникова, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, заслуженный деятель науки РФ, действительный член, академик Российской академии естественных наук.

Мы призываем всех, для кого слово «культура» – не пустой звук, а основа жизни, основа отношений и основа для строительства культурного будущего, откликнуться на происшедшее.

Хотим закончить свое обращение словами Николая Константиновича Рериха: «Да, да, именно об Искусстве и Культуре нужно думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий».

Елена и Ирина Кройтор

Источник: В защиту Международного Центрального Музея им. Рериха // Гатчина ИНФО, № 35 от 31 августа 2017 г.

См. также на сайте Международного Центра Рерихов

 


 

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов